
Выступление Кристин Лагард, президента Европейского центрального банка (ЕЦБ), на онлайн-конференции Deutsche Bundesbank по банковскому делу и платежам в цифровом мире. Франкфурт-на-Майне, 10 сентября 2020 года.
1. Две тенденции в мировых платежах
Первая серьезная тенденция — это изменение потребительских предпочтений.
Цифровая революция коренным образом меняет нашу жизнь. Более четырех из пяти европейцев регулярно пользуются Интернетом, по сравнению с одним из пяти два десятилетия назад. Это оказало глубокое влияние на то, как мы общаемся, как тратим и как работаем.
Пандемия коронавируса (COVID-19) ускорила эту тенденцию к цифровизации. Электронная коммерция, которая неуклонно росла в последние годы, увеличилась почти на пятую часть объема продаж в период с февраля по июнь 2020 года, в то время как продажи в магазинах снизились.
Поскольку наша жизнь внезапно стала цифровой, изменились и наши платежи: произошел всплеск онлайн-платежей и сдвиг в сторону бесконтактных платежей в магазинах. Поэтому для людей естественно ожидать и принимать изменения в способах оплаты.
Согласно новому исследованию платежей ЕЦБ наличные деньги остаются наиболее распространенным способом осуществления мелких розничных платежей, при этом наличные платежи составляют 73% всех физических розничных платежей в 2019 году. Но почти половина потребителей заявили, что предпочитают платить в цифровом виде, и во время пандемии этот показатель еще больше увеличился.
По окончании пандемии эту тенденцию вряд ли удастся обратить вспять. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой в 17 европейских странах, показывает, что подавляющее большинство потребителей ожидают, что они будут продолжать пользоваться цифровыми услугами так же часто, как сейчас, или даже чаще.Другими словами, пандемия послужила катализатором, ускорив переход к новой цифровой норме.
Вторая важная тенденция — это конкуренция за доминирование в платежах в глобальном масштабе.
Платежи подвержены сильному сетевому эффекту: чем больше пользователей у платежной системы, тем привлекательнее она становится для новых пользователей. Масштаб имеет значение — это ограничивает поле и неизбежно приводит к тому, что всего несколько поставщиков услуг доминируют на рынке платежей.
Европа отстала в этом соревновании. Отсутствие интеграции платежей в Европе означает, что иностранные провайдеры вышли на первое место. Это не обязательно вызывает беспокойство, если иностранные фирмы подотчетны и подлежат надлежащему регулированию и надзору в соответствии с принципом одинаковой деятельности, одинакового риска и одинакового регулирования. Но меняющийся глобальный контекст и быстрый технический прогресс меняют природу рисков, которым мы подвержены.
Мы наблюдаем усиление протекционистской политики, как показали санкции и даже исключение из платежных систем в последние годы. Это представляет новые риски нарушения платежей — особенно для юрисдикций, которые чрезмерно зависят от доминирующих системных провайдеров.
Летом 2018 года Европа ощутила на себе потенциальные риски: из-за перебоев в работе поставщиков международных карт миллионы европейцев временно не могли оплачивать товары и услуги.
На европейские платежи также влияют технологические компании, ведущие цифровую трансформацию глобальных платежей. Хорошо налаженные пользовательские сети этих фирм дают им уникальное преимущество в платежной индустрии. Более четверти населения мира являются активными пользователями Facebook, что с самого начала могло бы сделать его проект Libra глобальным. И вполне вероятно, что другие крупные технологические компании также войдут в игру.
Это имеет большой потенциал для стимулирования конкуренции, улучшения платежных решений и поддержки финансовой доступности. Но это также может усугубить множество проблем, от злоупотребления рыночной властью до владения критически важными данными. Это также может затруднить борьбу с незаконной деятельностью и обеспечить оперативную устойчивость.
И что еще более важно — но пока маловероятно — если основная часть платежей будет осуществляться с использованием цифровых кошельков, а не банковских депозитов, и деноминированна в частной цифровой валюте со слабой связью с суверенной валютой, денежный суверенитет может быть ослаблен. В цифровом мире потребители должны иметь возможность расплачиваться суверенными деньгами.
В Китае, например, в течение десятилетия платежи перешли с наличных на мобильные платежи, которые контролируются двумя крупными частными технологическими фирмами.
Планируемое введение общедоступной цифровой валюты можно рассматривать как средство управления рисками этого цифрового перехода для поддержания доверия к платежам.
Государственная поддержка необходима для доверия к платежам и деньгам. Деньги, хранящиеся на банковских депозитах, можно рассматривать как форму частной цифровой валюты, но они широко используются, потому что люди верят, что они могут легко конвертировать свои депозиты в деньги центрального банка. В зоне евро эти вклады также застрахованы с помощью схем гарантий на сумму до 100 000 долларов США, что фактически превращает их в государственные деньги.
Частные цифровые валюты не обязательно будут допускать такую же конвертируемость и вряд ли будут иметь такую же государственную поддержку.
Без денежно-кредитного и регулирующего якоря стабильность платежных систем будет существенно зависеть от безопасности частных эмитентов денег.
Люди четко осознают эти риски. Недавнее исследование, проведенное Официальным форумом валютных и финансовых институтов, показывает, что центральные банки пользуются более высоким уровнем доверия, чем коммерческие банки, компании, выпускающие кредитные карты, и технологические фирмы, в том числе как потенциальные эмитенты цифровой валюты.
2. Инициативы по усилению европейских платежей
Во-первых, мы должны обеспечить, чтобы способы оплаты и системы, поддерживающие наши платежи, продолжали модернизироваться вместе с людьми, которые их используют, другими словами, европейскими потребителями. Здесь, в ЕЦБ, наш долг — обеспечить людям доступ к безрисковым и недорогостоящим платежным средствам, а также к современным платежным сервисам, которые отражают нашу меняющуюся экономику.
А во-вторых, учитывая наш размер и влияние, в Европе мы несем ответственность за то, чтобы у наших граждан был выбор, и они не могли быть исключены из платежной экосистемы из-за односторонних действий других. Нам необходимо убедиться, что европейские платежи подходят для глобальной цифровой экономики, чтобы перед лицом меняющихся рисков мы могли сохранить автономию европейских платежей.
Евросистема уже отреагировала на технологические изменения, запустив инновационные серверные платежные решения с охватом всей Европы, такие как TARGET Instant Payment Settlement (TIPS). Но мы знаем, что частный сектор, напротив, добился гораздо меньшего прогресса в предоставлении общеевропейского решения для розничных платежей.
В десяти европейских странах по-прежнему существуют внутренние схемы с использованием карт, которые не принимают карты из других государств-членов, несмотря на значительные усилия по интеграции платежных сетей в Европе.
И только часть из более чем 230 инновационных финтех-решений, доступных в прошлом году, можно было использовать для всех наиболее распространенных повседневных транзакций — онлайн, в магазинах и в одноранговой сети.
Таким образом, Евросистема определила свои приоритеты, которые отражены в ее стратегии розничных платежей . Он предлагает концептуальное видение привлечения частного сектора для заполнения пробелов в нашей платежной экосистеме таким образом, чтобы способствовать финансовой интеграции и сплоченности в Европе. Новая Европейская платежная инициатива, запущенная 16 европейскими банками, является важной частью этого.
Но наряду с решениями частного сектора центральные банки должны предвидеть перемены. Им необходимо не только внимательно изучить преимущества, которые могут принести цифровые инновации, им также необходимо изучить значительные риски, которые они представляют, и быть готовыми к внедрению инноваций. Это отправная точка для обсуждения того, нужно ли Евросистеме вводить цифровой евро.
Введение цифрового евро позволит Евросистеме быть в авангарде инноваций.
Теоретически цифровая валюта центрального банка (CBDC) может быть предназначена для оптового или универсального использования. Цифровые оптовые деньги не новость, поскольку банки имеют доступ к деньгам центральных банков на протяжении десятилетий. Но можно использовать новые технологии для более эффективного проведения расчетов по финансовым операциям. Это также открывает возможность розничной CBDC, которая была бы очень инновационной в том смысле, что она была бы доступна для широкой аудитории.
Введение цифрового евро для использования в розничных платежах требует трех соображений:
Первый — это сохранение доступа к деньгам центрального банка. Евросистема продолжит обеспечивать, чтобы все граждане имели доступ к банкнотам в любое время. Цифровой евро в любом случае будет дополнением, а не заменой наличных денег. Вместе они поддержали бы доступ к финансовым услугам и предложили бы потребителям выбор. Это соответствует нашей политике уважения предпочтений потребителей в отношении средств оплаты.
Помогая преодолеть последствия сокращения использования наличных денег, цифровой евро также обеспечит сохранение суверенных денег в основе европейских платежных систем. И это поддержит инновации, предоставив альтернативу частным формам денег для быстрых и эффективных платежей в Европе и за ее пределами.
Второе соображение при внедрении цифрового евро заключается в том, что это может создать риски, которые необходимо тщательно оценить. Если значительные суммы банковских депозитов перейдут в цифровой евро, это может коренным образом изменить роль банковского сектора в финансировании экономики, что повлияет на то, как мы в ЕЦБ реализуем денежно-кредитную политику и поддерживаем финансовую стабильность. Нам необходимо обеспечить, чтобы цифровой евро в случае его введения был спроектирован таким образом, чтобы ограничивать эти риски.
Третье соображение заключается в том, что цифровой евро должен быть разработан для удовлетворения спроса населения на цифровые платежи, не препятствуя и не вытесняя частные платежные решения. Он должен будет охватить соответствующие сильные стороны как Евросистемы, так и частного сектора, чтобы гарантировать, что платежный ландшафт останется конкурентоспособным и инновационным.
Евросистема пока не приняла решение о введении цифрового евро. Но, как и многие другие центральные банки по всему миру, мы изучаем преимущества, риски и операционные проблемы, связанные с этим. Ожидается, что в ближайшие недели результаты рабочей группы Евросистемы будут представлены общественности, после чего будут проведены общественные консультации.
Центральные банки могут и должны в рамках своих полномочий быть агентами перемен и выполнять свои обязанности перед гражданами.