Смогут ли электромобили вытеснить традиционные авто?

В средствах массовой информации и интернете, регулярно появляются сообщения с броскими заголовками, предрекающие скорую замену и даже запрет эксплуатации бензиновых и дизельных автомобилей в ближайшее время. Давайте посмотрим, насколько это реально в ближайшем, обозримом будущем. 

Когда говорят о росте числа электромобилей (ЭМ), в качестве основных недостатков указывают следующие.

  • Высокая цена ЭМ.
  • Малый пробег на одной зарядке аккумулятора.
  • Отсутствие сетевой инфраструктуры зарядки ЭМ.

Высокая цена электромобилей.

Если посмотреть модельный ряд автомобилей, предлагаемых в Москве, например здесь, мы увидим ЭМ по цене от 1 050 000 рублей за весьма скромный автомобиль Smart Electric Drive, мощностью 74 л.с.,

до электромобиля Tesla Roadster по цене 16 610 000 рублей

и даже эксклюзивный автомобиль Rimas C_Two, мощностью 1888 л. с. по цене всего лишь 136 182 690 рублей.

Цены действительно пока очень высокие, но скорее всего, цены значительно упадут при массовом производстве электромобилей.

Малый пробег на одной зарядке аккумулятора.

Декларируемый производителями запас хода варьируется от 145 км. для самой бюджетной модели Smart Electric Drive до 1000 км. для модели Tesla Roadster. Реальный пробег Tesla Model S (по цене 3 720 000 рублей), с аккумулятором 85 КВт/час   в теплое время года, при усредненной городской эксплуатации, составляет 350-400 км на одном полном заряде, по данным Moscow Tesla Club

АКБ для электромобилей постоянно совершенствуются, растет емкость, падает стоимость, реальный срок службы составляет 5-6 лет. Так что здесь особых проблем для ЭМ не просматривается. Есть правда особенности эксплуатации при низкой температуре, ниже минус 20 С.

Отсутствие сетевой инфраструктуры зарядки ЭМ.

Третья проблема кажется нам наиболее существенной. Обычно говорят: “пока нет сети зарядных станций, но как только число автомобилей будет расти быстрыми темпами, сеть появится, это вопрос времени. Так ли это просто. Дьявол, как всегда, прячется в деталях.

Для людей проживающих в местах малоэтажной застройки, чтобы не тратить время и дополнительные деньги на пользование зарядным устройством и оплату парковки на время зарядки, придется потратиться на приобретение зарядного устройства, с устраивающей потребителя скоростью зарядки, и установку данного устройства.  

А вот в больших и малых городах, а особенно в мегаполисах, с высокой плотностью многоэтажной застройки проблемы возникнут существенные. У владельца ЭМ в этих условиях, есть следующие варианты зарядить автомобиль (батарею Tesla Model S 75D, 75 КВт.час)

  1. от стандартной бытовой европейской розетки за ≈21 час (напряжение 220 вольт и сила тока 16 ампер);
  2. от Tesla Wall Connector за ≈4 часа (время зависит от возможностей сети и наличия в автомобиле опции Dual Charger);
  3. от зарядный станций с мощность тока 22 кВт за ≈3 часа (KEBA, ABL, Schneider Electric);
  4. от Supercharger или ChaDeMo за ≈1,5 часа.


Варианты 1 и 2 отпадают, так как при парковке во дворе многоэтажного дома нет возможности воспользоваться индивидуальным зарядным устройством 1-го и 2-го типа. Остается станция зарядки автомобилей. При отсутствии очереди ожидания, вы потратите около двух часов.

Если на заправку бензинового двигателя вы тратили 3-5 мин, здесь  нужно будет потратить в 25-40 раз больше. Соответственно, чтобы обеспечить ту же самую пропускную способность, площадь, занимаемая заправкой должна быть в 25-40 раз больше, нежели бензиновой. И ваши расходы возрастут, они будут включать 3 компоненты:

  1. Стоимость пользования зарядным устройством.
  2. Оплата парковки за время зарядки (примерно 2 часа)
  3. Собственно стоимость электроэнергии.

Пока нет большого количества ЭМ в эксплуатации, в Москве сложилась система поминутной оплаты, тариф 10-15 руб мин. При самой быстрой зарядке Supercharger или ChaDeMo за ≈1,5 часа для АКБ 85 КВт.ч, мы получим стоимость зарядки 900-1350 руб., ее хватит на 350-400 км. Т.е. примерно 300 руб на 100 км. При среднем расходе бензина, бюджетного бензинового авто в городском цикле, равном 10 л/на 100 км, получаем затраты 450 руб/на 100 км.

Учитывая, что стоимость электромобиля в несколько раз выше стоимости бензинового автомобиля, сэкономить по сумме затрат покупка ЭМ+эксплуатация уже сейчас не удастся. В зимнее время придется заряжать ЭМ чаще, в связи с потерей емкости АКБ из-за низкой температуры.



Но с появлением большого числа электромобилей, стоимость электроэнергии существенно возрастет. Сейчас для бытовых целей используется 14,3 % потребляемой электроэнергии (данные за 2017 г.) . При ежедневном пользовании авто, заряжать автомобиль придется примерно каждые 3 дня, 10 зарядок в месяц. При емкости АКБ 85 КВт.ч с учетом КПД зарядного устройства, месячное потребление составит примерно 900 КВт.ч, что в 3 раза больше обычной нормы бытового потребления электроэнергии.

По данным агентства Автостат на 1 января 2017 г. в России приходилось 288 личных автомобилей/ 1000 человек. Следовательно численность личных автомобилей составляла 50, 3 млн. машин. В России насчитывается примерно 51 млн. домохозяйств. Если предположить, что все россияне пересядут на электромобили, потребление в бытовом секторе увеличится в 4 раза за счет использования автомобилей.

Т.е генерируемые мощности нужно будет увеличить на 42,9% и соответственно распределительные мощности и инфраструктуру. Российская стагнирующая экономика не в силах будет обеспечить необходимое количество электроэнергии. И даже если будут привлечены иностранные инвесторы, все затраты, естественно будут возложены на покупателя электроэнергии, цена которой возрастет в несколько раз и ни о какой экономии, даже при эксплуатации ЭМ, не может быть и речи.

Не сможет себе позволить переход на электромобили и бедная энергоносителями Европа, ни физически (нет возможностей увеличить генерируемую мощность в таких масштабах) ни материально (вспомните к чему привело увеличение цены на бензин на 10% во Франции и история еще не закончилась). Все заявления о переходе целых стран на электромобили к 2027 или запрету пользования традиционными автомобилями к 2030-му, просто рекламный блеф, ничего общего не имеющий с реальностью.