Нефть относится к товарам, а правильнее сказать активам, вызывающим повышенный интерес, как вследствие своей потребительской значимости, так и инвестиционной, а вернее спекулятивной привлекательности. Из каких составляющих складывается цена товара?
1. Себестоимость производства (добычи).
Крупнейшие производители нефти это Россия, Саудовская Аравия и США. Производители довольно сильно манипулируют своими цифрами добычи нефти, особенно этим грешат американцы. За счет высокой доли добываемой сланцевой нефти, ее высокой себестоимости и потреблением в основном в США себестоимость нефти в Америке довольно высока.
В Саудовской Аравии себестоимость добычи одного барреля нефти, на выходе трубы «до танкера», примерно $ 2,0 — 2,5 за баррель.
В России, в следствии тяжелых климатических условий и огромной территории, себестоимость добычи несколько выше и составляет $ 2,5 — 3,5 за бочку.
2. Доставка.
Естественно, способы доставки в разные географические точки земного шара варьируются, но основные способы доставки это трубопроводами, по морю (танкерами), железнодорожным транспортом. Для больших объемов поставок пользуются в основном трубопроводами и танкерами.
Нефтедобывающие компании не любят доводить до публики цены нефтяной логистики, удалось найти цены доставки нефти здесь и они на американском рынке на удивление низкие. За тонно -милю: автотранспортом — 4,87 цента, по железной дороге — 0,83 цента, по трубопроводу — 0,32 цента, танкерами — 0,12 цента. Американская миля равна 1609 м. Несмотря на это, примем для расчета эти тарифы за километр, чтобы компенсировать возможную разницу в тарифах в большую сторону.
Посчитаем два варианта доставки:
- Танкерами из Саудовской Аравии в Европу.
Плотность нефти примерно 0,825, в одной тонне примерно 1212 литров нефти. Расстояние возьмем с запасом, 10 000 км. В одной тонне нефти 1212/159=7,6 барреля нефти. При цене доставки 1 тонны нефти на 10 000 км. равной 12 $, получаем стоимость доставки равной 1,6 $/бочку нефти.
- Трубопроводом из России.
Возьмем с запасом, то же расстояние 10 000 км. здесь цена несколько выше, 32/7,6=4,2 $/бочку.
Таким образом себестоимость добычи и доставки нефти из Саудовской Аравии, европейскому потребителю примерно 4 $/баррель, из России в Европу примерно 7 $/баррель.3. Налоговая нагрузка.
3. Налоговая нагрузка.
Она везде разная, зависит от аппетитов государства и даже в России посчитать ее практически невозможно, из-за часто меняющихся законов налогообложения и различных льгот выделяемых нефтедобытчикам.
Что в результате. По заявлениям глав крупнейших нефтяных компаний о рентабельности нефтедобычи, когда цена нефти на рынке приближалась к 27 $/баррель: Игорь Сечин говорил, что рентабельность для «Роснефти» сохраняется до цены 38 $/баррель, Вагит Алекперов называл для «Лукойла» цифру в 28 $/баррель.
4. Аппетиты производителей и спекулянтов.
Остальная добавка к фактической рентабельности, это аппетиты нефтедобытчиков и спекулянтов. Когда спекулянты занимают «бычью» позицию на рынке, эта добавка (к радости производителей) растет. При «медвежьей» позиции спекулянтов, производители чувствуют себя неуверенно.